Управление знаниями — процессы создания

Управление знаниями — процессы создания, распространения и использования знаний для достижения целей организации.

С момента внедрения ИТ-систем в компаниях возможности обработки информации экономическими единицами увеличились в геометрической прогрессии. Со временем было замечено, что помимо исходных данных и информации, интерпретируемой человеком, следует выделить дополнительный уровень, который все больше определял эффективность компании и в то же время ускользал от стандартных методов управления информацией — знания. В первую очередь это были знания сотрудников, содержащиеся в их умах, которые возникли в результате их опыта, обучения и талантов ( неявные знания ). Затем — информация, которая может стать знанием последующих сотрудников в компании, например, заметки о встречах, описания успешных проектов или решения необычных проблем. Многие компании внедрили такие концепции, как TQM , сопровождаемый BPR , сравнительным анализом или сокращением , столкнулся с проблемой поиска чего-то, что дало бы надежду на повышение эффективности и дало бы импульс для получения более конкурентоспособных позиций. В то же время продукты становились все более наукоемкими, а острая конкуренция требовала постоянного ускорения темпов изменений и инноваций.

Следующими вехами в развитии управления знаниями стало объявление Chaparral Steel в 1975 году о том, что его стратегия и структура будут основаны на знаниях, и публикация Skandia годового отчета в 1991 году, к которому был приложен так называемый Навигатор — отчет о стоимости интеллектуального капитала . В 1993 году в Бостоне прошла первая конференция по управлению знаниями. Другие считают 1987 год началом концепции управления знаниями, когда в Соединенных Штатах была организована конференция под названием «Управление активами знаний в 21 веке» и так называемый Конрада, занимавшегося управлением интеллектуальным капиталом.

консалтинговые компании, для которых знания были продуктом сами по себе, заметили необходимость выделить новый уровень управления одним из первых. Они быстро начали создавать репозитории, содержащие опыт и знания своих консультантов, такие как KnowledgeCurve ( PricewaterhouseCoopers ), Kworld ( KPMG ), Knowledge Xchange ( Andersen ), Knowledge Direct и другие.

На практике была замечена возможность признания ресурсов, которые казались безмерными, активами. Примером чрезвычайно высокой стоимости интеллектуального капитала по сравнению с балансовой стоимостью компании является часто цитируемый случай Microsoft . В 1995 году акции ИТ-гиганта стоили 70 долларов за акцию, тогда как их балансовая стоимость составляла всего 7 долларов за акцию. Итак, как доказывает Карл-Эрик Свейби , на каждые 90% цены акции нельзя ссылаться на его активы.материал. Интенсивное развитие сетевых технологий, повышение корпоративной осведомленности, сильное насыщение продуктов и услуг знаниями, огромные и постоянно увеличивающиеся темпы изменений, высокая текучесть кадров и другие факторы сделали управление знаниями все более популярным в течение следующих нескольких лет. Консалтинговые компании, то есть пионеры УЗ, ежегодно тратят от 5 до 12% своих доходов на такие инициативы.

В 2002–2005 годах говорили о кризисе управления знаниями, разочаровании последствиями этой концепции. Сокращаются крупные инициативы по управлению знаниями, например, во Всемирном банке и НАСА . Западные компании все реже принимают на работу специалистов в этой сфере. Мнение о том, что управление знаниями вот-вот «исчезнет», становится доминирующим, становясь просто хорошей практикой управления в целом. Д. Поллард заявил, что компании выживают и преуспевают не потому, что они управляют знаниями, а потому, что они работают лучше, чем их конкуренты.

Однако не похоже, что от самой идеи КМ откажутся, видимо, она перестанет быть просто «модной». Однако до тех пор, пока продукты и процессы компаний насыщены знаниями, это необходимо будет учитывать в управлении.

Учет квалификационных активов и интеллектуального капитала
Основным недостатком классического подхода к управлению знаниями были объективные трудности в учете нематериальных ресурсов предприятия и представлении их в балансе. Эта проблема возникла из теории традиционного бухгалтерского учета, которая развивалась в течение последних нескольких сотен лет под влиянием парадигмы капитала. Ситуация существенно изменилась в 2011–2013 годах с созданием нового отдела финансового учета: компетенции учета активов и интеллектуального капитала. Произошел сдвиг парадигмы теории бухгалтерского учета в сторону нематериальных ресурсов предприятия, и в то же время на практике стало возможным создание формализованных баз экономической информации для управления этим типом ресурсов.