Трудоустройство выпускников вузов будут контролировать: зачем это нужно

Недавно Министерство образования и науки совместно с Пенсионным фондом начали работу над созданием системы мониторинга трудоустройства выпускников вузов и профтехов. Пока что сложно сказать, как будет функционировать эта система, ведь она находится только на стадии разработки.

Что это за инициатива и когда она заработает
В Министерстве образования давно думали внедрить систему, которая бы позволяла определять, сколько студентов после окончания учебных заведений идут работать по профессии.

«Такая система позволит отслеживать успешность дальнейшего карьерного роста выпускников с привязкой к оконченному учебному заведению и анализировать перспективы университета или профтеха», – пояснила министр образования Лилия Гриневич, добавив, что на основе новых данных ведомство оценит качество учебы в вузах и усовершенствует свою политику касательно них.

Министр добавила, что МОН не может создать такую систему самостоятельно, поскольку для этого необходимо интегрировать реестры, которые находятся у различных структур.

Поэтому нужно будет свести вместе Единую государственную электронную базу по вопросам образования и Реестр застрахованных лиц, который администрирует Пенсионный фонд.

Зачем это нужно
Благодаря такой системе мониторинга студенты смогут выбирать, в какой вуз лучше поступить, т.к. будут видеть, сколько выпускников того или иного учебного заведения нашли себе работу и где они вообще работают.

К слову, наличие работы у бывших студентов уже давно проверяют в Польше, Литве, Венгрии, Австрии, Испании. А доступ к итогам проверки там имеют все граждане. На специальных порталах там размещают информацию о том, сколько человек и какой вуз окончили, что изучали, сколько выпускников нашли работу, кто из них предприниматель, а кто – наемный сотрудник, а также какова их средняя зарплата.

«Там, где у нас есть бюджетная сфера, мы будем видеть, какой вход в профессию. Например, на сегодняшний день мы выпускаем из бакалаврата 6–7 тыс. учителей, кто-то поступает на магистратуру и потом оттуда выпускается, допустим, 5 тыс. учителей. Но мы не видим, куда они идут дальше. Кто из них входит в профессию, а кто – нет. Здесь появляется большой вопрос, возможно, нужно уменьшить все это в объеме? Может, выпускать не 5 тыс. учителей, потому что из них большинство не доходит к школам, возможно, нам нужно концентрировать финансирование, чтобы подготовка была более качественной, а зарплаты выше», – поясняет Егор Стадный.

Также сейчас усиливается кадровый дефицит, который нужно отслеживать и понимать, где находятся выпускники на рынке труда. Этот анализ позволит лучше концентрировать и направлять государственные средства на подготовку кадров для государственных сфер. Эксперт добавляет, что это поможет и работодателям, которые будут видеть, чем заняты нужные им специалисты.

К слову, опасаться за свои персональные данные не стоит.

«Речь не о том, чтобы показывать, где работает каждый человек, речь о глобальных категориях. Система не будет следить за каждым, она будет давать собранные данные, сведенные в крупные категории», – добавляет Стадный.

Эксперт также пояснил, что система будет показывать не работу по специальности, т.к. это явление, которое себя изжило, а именно вход в профессию. А вот категория работы по специальности сейчас актуальна только для выпускников профтехов, там, где специальность точно соответствует профессии.

«У вас есть полтора года обучения на машиниста строительного крана, и соответственно профессия будет такой же. А вот если вы выпускаетесь со специальности филология, экономика, менеджмент – совсем не обязательно, что вы должны быть учителем в школе, может быть масса профессий. Главное, чтобы вы были там, где нужна квалификация именно высшего образования. Вот это сможет измерять система. Условно говоря – работаете ли вы там, где нужно высшее образование, либо же кассиром в супермаркете, фотографом, тестировщиком в ИТ-компании, где не нужно высшее образование», – отметил Стадный.

Где работают студенты
Согласно отчету Министерства образования и науки Украины, самыми популярными специальностями среди абитуриентов в 2019 г. были такие специальности, как «Филология», «Право», Менеджмент», «Компьютерные науки», «Среднее образование». Похожие предпочтения были у абитуриентов годом ранее.

Те 44% респондентов, которые работают совершенно в другой сфере, назвали главные причины такого решения:

43% испытывали проблемы с поиском работы;
38% жаловались на низкую зарплату;
27% не устраивало отсутствие карьерных перспектив;
23% потеряли интерес и разочаровались в выбранной профессии.
«Кроме того, согласно опросу, среди тех, кто не работает по специальности, больше всего экспертов естественных и гуманитарных наук, педагогов. И если в первых двух случаях речь идет скорее о низкой востребованности специалистов на рынке, то в ситуации с работниками образования главной причиной обычно является низкий уровень зарплат», – поясняет Юлия Дрожжина.

Согласно этому опросу наибольший процент тех, кто не работает по специальности, оказался у выпускников, изучающих природные науки – 52%, у людей с педагогическим образованием и гуманитарным эта цифра составляет 37%, у тех, кто изучал маркетинг, рекламу и медиакоммуникации – 43%, а у инженеров и людей с техническим образованием – всего 32%.

Именно для того, чтобы урегулировать эти вопросы, и понимать, куда идут работать выпускники вузов и профтехучилищ, нужна такая система мониторинга. Она позволит студентам делать более осознанный выбор, более целесообразно направит государственные деньги и поможет искать нужные кадры работодателям.